Усинский ГОК - первая сырьевая база марганцевых руд в России

Усинский ГОК - первая сырьевая база марганцевых руд в России 31.12.2009 Страна: Россия

Лариса Базарова




В уходящем году стартовал проект освоения Усинского месторождения марганцевых руд, которое расположено в Междуреченском районе. Этому масштабному проекту, в который будет вложено более 22 млрд. рублей, Минпромэнерго присвоило статус «приоритетного» и включило его в стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года. Реализация проекта позволит создать в России собственную сырьевую базу марганцевых руд. До настоящего времени все рудное сырье для ферросплавов ввозится из Украины, Казахстана, Австралии.

В Кемеровской области будет построен горно-обогатительный комбинат мощностью 757 тыс. тонн марганцевых концентратов в год – Усинский ГОК. На большегрузных самосвалах по новой технологической автодороге протяженностью 138 км концентрат будет доставляться до перегрузочного терминала в поселке Туим республики Хакасия. Оттуда по железной дороге марганец будет поступать в Красноярск, где создается металлургический комплекс мощностью 252 тыс. тонн марганцевых ферросплавов в год. Деятельность компании ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», реализующей проект и зарегистрированной в г. Междуреченске, принесет миллиарды рублей в бюджеты трех регионов России (Кемеровская область, республика Хакасия, Красноярский край). Работу получат 2,5 тысячи сибиряков. В то время когда с экранов телевизоров (да и по официальной статистике) мы получаем известия о стагнации и кризисе мировой экономики, реализация такого проекта выглядит поистине впечатляюще. Специалистам без слов понятно, скольких усилий стоило довести в наше время такой проект до момента реализации. Председатель совета директоров Виктор Яковлевич Хроленко создал команду специалистов, которая смогла вывести этот «корабль» в открытое море!
Проект строительства Усинского ГОКа уже проходит государственную экспертизу. Три месяца назад началось строительство 40-километрового хакасского участка дороги от поселка Беренжак до границы Хакасии с Кузбассом. На сегодняшний день строители вышли на 24-й км – и это при сложном рельефе гористой местности в глухой тайге. При этом построили временные дороги и вахтовый поселок. Такие темпы не вызывают сомнений, что генподрядчик выполнит работу за 16 месяцев, предусмотренных жестким графиком строительства автодороги.

Выгода очевидна
Зимним утром седые горы и бескрайние степи Хакасии завораживают красотой и величием. Горы, утопающие в утреннем тумане, напоминают японские гравюры. Голая земля слегка припорошена тонким слоем чистейшего снега. Каждая снежинка сияет и переливается бриллиантовыми искрами - мириады огоньков тянутся вдаль. Но местные жители говорят, что по-настоящему красиво здесь весной: распускается очень много цветов - алых, розовых, голубых. Просыпаются реки с водой хрустальной чистоты.
Туризм в Хакасии является одной из ключевых отраслей. На протяжении последних лет республика входит в число лидеров по привлечению российских и иностранных туристов. Поэтому участие Хакасии в промышленном металлургическом проекте, на первый взгляд, кажется неожиданным. Тем не менее, власти республики проявили повышенный интерес к привлечению инвестиций и нового налогоплательщика. Благодаря помощи правительства Хакасии все документы, необходимые для начала строительства дороги, были согласованы в срок. Глава правительства Хакасии Виктор Михайлович Зимин помог личным участием, организовав реальную поддержку проекта на региональном уровне. «Иначе мы бы еще долго не приступили к строительству…» - утверждает представитель заказчика.
А что будет иметь с этого республика Хакасия? К перевозке концентрата будут привлечены 240 водителей магистральных самосвалов и других автомобилей, на перегрузочном терминале потребность в специалистах составит 400 человек. Ежегодные налоговые поступления в бюджет Хакасии составят 400 млн. рублей.
Компания ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» при реализации проекта строительства Усинского ГОКа ощутила не меньшую реальную поддержку и заинтересованность со стороны администрации Кемеровской области и лично Амана Гумировича Тулеева. Проект строительства ГОКа включен в планы территориального планирования. Выгода от такого партнерства очевидна. Уже сейчас компании, реализующие проект, начали участие в благотворительных и социальных мероприятиях. К примеру, в этом году генеральный подрядчик ООО «ЗБСМ МК-162» вручил праздничные подарки сиротам ряда детских социальных учреждений Междуреченска.
Кстати, благодаря активной гражданской позиции жителей Междуреченска, вопросы охраны окружающей среды в проекте были доработаны и доведены до европейских стандартов. Проведены дополнительные исследования и внесены дополнения в проектные решения.

По традициям легендарного БАМа…
Первый генеральный подрядчик – строительная организация ООО «ЗБСМ МК-162». Сама фирма именуется мехколонной №162. Раньше это предприятие входило в состав треста «ЗапБАМстроймеханизация». Аббревиатуру в названии оставили, поскольку это имя хорошо известно (теперь не только на БАМе).
Костяк коллектива состоит из специалистов экстра-класса, многие из которых начинали трудовой путь молодыми на легендарном БАМе. Возможно, благодаря советской закалке этих людей мехколонна жива, существует и здравствует. Это одно из крупнейших предприятий такого рода, в котором работают порядка тысячи человек – бульдозеристов, экскаваторщиков, водителей, геодезистов. Средний возраст - от 30 до 60 лет. Темпы и качество дорожных работ вполне достойны лучших традиций БАМа.
- Сегодня в вахтовом поселке живут около 200 рабочих и специалистов, с подрядчиками это будет две с половиной сотни, - рассказывает главный инженер «ЗБСМ МК-162» Валерий Григорьев. - У нас нет неквалифицированных механизаторов, потому что японская техника дорогая. Экскаватор, который стоит порядка 30 млн. рублей, кому попало не доверишь. Единственный неквалифицированный труд - это рубка и валка леса.
В коллективе собрались люди из Владивостока, Находки, Прибалтики, Кавказа и Урала. Заработки здесь высокие, средняя зарплата в несколько раз выше средней зарплаты по району. Из каждого региона, в котором ведется работа, на работу принимают местных жителей. Желающих очень много, но попасть сюда трудно.
Естественно, для такой кочевой жизни нужно иметь твердый характер и быть легким на подъем. «Куда скажут, туда мы и поедем строить», - четко отрапортовал один из рядовых строителей. Но романтика, связанная «с туманами и запахом тайги», теперь абсолютно ни при чем.
- Когда мы строили БАМ, все были молодыми, была романтика. Я сам поехал за туманом и работал с удовольствием, - вспоминает Валерий Иванович. - Сегодня менталитет людей поменялся, едут за деньгами.
Возраст бывших комсомольцев-бамовцев приближается к пенсионному. Но их опыт никаким молодым энтузиазмом не заменишь. И все же молодежи, как и везде, не хватает. Поэтому молодых механизаторов принимают охотно, учат, воспитывают. Те, кто остается, становятся нормальными специалистами.

Рабочий процесс как искусство
Утверждать, что здесь, в таежной глухомани, не ступала нога человека, будет преувеличением. Узкие тропинки проложили егеря, местные жители и золотодобытчики. В ходе нынешней стройки первыми после изыскателей идут геодезисты. Координаты будущей дороги они сверяют с данными спутника, с карты переносят данные на рельеф местности. Инженеры-геодезисты Андрей Ковригин и Олег Галкин признают, что у них, как у саперов, нет права на ошибку, иначе вместо одной дороги будет две.
Затем к работе приступают лесорубы: прорубают широкую просеку, валят огромные деревья, укладывают их с помощью спецтехники в аккуратные штабеля. Встречаются мощные кедры, которым лет под триста. Когда великана спиливают, внутри ствола обычно уже пустота… Затем бульдозеристы срезают слой чернозема, который укладывают по обочинам дороги. Этого требует природоохранное законодательство, которое четко выполняется.
На 15-м километре любуемся работой экскаваторщика -виртуоза. Тяжелая машина, можно сказать, танцует под его руками, плавно карабкаясь по почти отвесной поверхности. Ковш цепляется за трудные выступы, подсыпает грунт под гусеницы, чтобы подниматься по нему, словно по ступенькам. В считанные минуты он утюжит поверхность грунтовой дороги, красиво приглаживая ковшом обочины.
Такое филигранное мастерство экскаваторщик Владимир Герасимчук приобрел за 27 лет работы за рычагами. Сам он родом с Усть-Илима, дома у него семья, взрослые дети. После вахты мечтает съездить к родителям в Молдавию. От нашего удивления его мастерством мужчина немного смущается.
- А что страшного? Ковшом зацепился, подтянулся. Здесь, конечно, профиль местности сложный, лес валят по сопочкам. Подъезжаешь к отвесной стенке, как по ней забираться - понятия не имеешь. Смотришь, куда залезть, а где-то потихонечку подсыпаешь под себя грунт, закарабкиваешься кое-как…
- А упасть не боитесь?
- А чего бояться? Дальше земли-то не упадешь!
За экскаваторами следуют десятки «КамАЗов». За смену водители Леонид Ганин и Сергей Спурин вывозят до тысячи кубометров грунта.
Работа идет круглосуточно, круглый год. Пока трудится одна смена, другая отсыпается в вахтовом поселке. И новогодняя ночь не станет исключением. Новый год коллектив отметит ударным трудом.
На пути строителей встретилось семь таежных речек. У них очень сильное течение. Первый автомобиль «Урал», на котором вброд переплавлялись через речку Белый Июз, чуть не снесло. Сейчас на этой речке строится мост, по которому движение должно начаться 5 апреля. Мост должен выдержать вес тяжелой техники до 80 тонн. Поэтому этот и другие мосты строят основательно – на буронабивных железобетонных сваях, которые уходят в глубину на 11 метров.
Сегодня мороз под 30 градусов. Мы тепло одеты, но мороз все равно кусается. Ветер обжигает лицо и руки. Но никто на погоду не обращает никакого внимания. Рабочие одеты легко, грудь нараспашку. А такая деталь гардероба, как теплый шарф, здесь, видимо, не в почете. На наши вопросы начальник смены Сергей Малофеев отвечает снисходительно:
- Мы строили дороги в Якутии, на Сахалине, под Хабаровском и Читой. А в молодости я работал за Полярным кругом, там было 56 градусов ниже нуля на протяжении 30 дней. И работали. Останавливались только, когда из-за сильного ветра была плохая видимость.
Экскаваторщики, бульдозеристы и водители – самые высокооплачиваемые специалисты. Им приходится в прямом смысле сворачивать горы. На дороге встречаются возвышенности, которые приходится буквально «срезать», чтобы сделать трассу более плавной. На 12-м километре с одного такого «срезанного» участка вывезли около трехсот тысяч кубометров грунта! А всего на первых 40 километрах дороги, в соответствии с проектом, будет вывезено более трех миллионов кубов.

Победа куется в тылу
Вахтовый поселок расположился в живописном месте - урочище Пихтачи на берегу рек Андат и Техтерек. Место обжитое, в 70-х годах здесь жили золотодобытчики. Неподалеку речка Тюхтя сливается с ручьем Александровским, в месте слияния образуя небольшое озеро. В октябре, когда дороги развезло, оборудование и вагончики приходилось затаскивать по непролазной грязи бульдозером, который тут же окрестили «грузовым лифтом».
Синие вагончики образуют на поляне квадрат. Между ними проложены деревянные тротуары. Кругом царит полная тишина. Все говорит о крепком тыле и устроенном быте. Круглосуточно топится баня. В нескольких шагах от нее – прорубь. В поселке автономное электрообеспечение, работают столовая и прачечная. Телевизоров, радио и в помине нет. Но такое «развлечение» как пьянство здесь строго карается. Даже если человек отработал вахту и ему завтра ехать домой – он не имеет права выпить. Если напился, то разговор короткий – уволен.
На своем рабочем посту круглосуточно дежурят механики Сергей Зюзин и Степан Грек. От них зависит бесперебойная работа, то есть исправность техники. Утром они выписывают путевые листы, осматривают машины, меняют масло и отлаживают все что нужно. Если где-то на трассе все же возникает техническая неполадка – механики оперативно едут на место ее устранять.
Эта легкость на подъем у них с прежних строек. Степан Грек, например, уроженец солнечной Одессы, весь БАМ прошел. По его словам, ему не привыкать мчаться куда «родина пошлет».
Здесь же, «в тылу», трудится специалист гранулометрической лаборатории Светлана. С каждого участка дороги она отбирает пробы грунта и проверяет, насколько его качество подходит для покрытия дороги, которой предстоит выдержать сверхнагрузки. Если материал не соответствует нормам, то вместо него привезут тот, который соответствует. В таком деле нет мелочей.
Мы заходим в жилые комнаты. Везде порядок и чистота. На батарее сушатся носки и рукавицы. В одной комнате на двухэтажных кроватях кто-то отсыпается, хотя на часах третий час дня…
Вот так годами кочует команда специалистов со стройки на стройку. Они отмечают, что давно чувствуют себя одной семьей. С товарищами проводят даже больше времени, чем со своими родными. Но нам показалось, что рабочие отправляются на тяжелую круглосуточную работу не только ради высоких заработков. Это еще и чувство удовлетворения, которое приносит востребованность их труда и опыта. Этим настоящим мужчинам, которые «сосланы» сюда делами, не до развлечений (помыться, поесть и поспать после смены – вот главное развлечение) и даже не до новогоднего праздника. Хочется пожелать таежным строителям, которым ещё предстоит участвовать в возведении обьектов Усинского ГОКа, чтобы каждого из них дома всегда ждали родные и близкие люди, ради которых они творят ежедневный трудовой подвиг, обживая суровые таежные просторы. Хочется пожелать в Новом году людям, реализующим этот важный проект, всего самого-самого лучшего!


Теги: Россия
Количество показов: 7536
Ключевые слова:  Усинский ГОК
Добавить в:

Возврат к списку


Реклама на сайте:

Интересные новости

15 миллионов уйдёт на содержание дорог и мостов рядом с Тулой

Готовится к сносу небоскреб, пострадавший при теракте 11/09 в Нью-Йорке

Китайская копия "Бурдж Халифа" будет построена в Пекине

В Сочи начали реконструкцию санаториев к Олимпиаде

Очередная попытка провести референдум по «Охта центр»

За прошедший год квадратный метр в Екатеринбурге подешевел

"Азов-сити" - доходный проект

Рынок основных материалов для строительства деревянных домов оживает после кризисного падения

Ленобласть реализует национальный проект «Доступное жилье»

Тарифы ЖКХ в Калининграде завышены

В Магадане развивается жилищное строительство

Дворец "Сокол", чуть было не повторил судьбу "Трансвааль Парка"

На Невском проспекте появится новый отель

«Balfour Beatty» проводит переговоры о покупке обанкротившегося «Multibuild»

Четыре бетонных завода обслуживают строительство моста через бухту Золотой Рог для форума АТЭС 2012 во Владивостоке

Саудовская Аравия планирует построить алюминиевый завод

Развлекательный парк будет построен в пещере «Леденика»

Популярные обои. Анализ рынка отделочных материалов

Планы строительства супер-мечети на востоке Лондона рухнули

Йемен начнет железнодорожный проект стоимостью $ 3,5 млрд

«BAE Systems» оштрафована на £80 000 за смерть работника

Бурный рост новых торговых центров в Турции стих

Аренда квартир в Абу-Даби выше, чем в Дубае

В Оломоуце построят новый Центр современной архитектуры?

30 олимпийских объектов будет построено в Сочи в 2010 году


Реклама на сайте:

• В начало страницы
© 2007-2013 2STROY.RU
Экспорт новостей ИА 2Строй.Ру: RSS | Яndex.Лента | Рассылки
Все права на резмещенные статьи принадлежат их авторам.
Использование материалов сайта разрешается при обязательной установке
прямой активной гиперссылки на сайт Информационно-аналитическое агентство 2Строй.Ру рядом с
опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой "по материалам информационного агентства 2STROY.RU"
Подробнее о проекте | Размещение рекламы | Контакты| Data